?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Абхазский экспромт или про полеты в Гагре
avtogolik


              Ехать в Гагру я не собирался. Не собирался в прошлом году, когда бригада пилотов из Пензы планировала полетать там над морем, и даже мыслей об Абхазии не было в этом году. Ни одной мысли. Скажу больше, я принципиально не хотел ехать в Абхазию из-за ее неоднозначного политического положения после  грузинско-абхазской войны в 1992-1993 года, из-за того, что Грузия считает ее своей территорией, оккупированной Россией. Я был в Грузии и снова туда собираюсь, а для грузинских властей въезд в Абхазию из России является нарушением грузинских законов о государственной границе. Побывавших там рассказывали, что в Абхазии разруха и после войны ничего не восстанавливается, что там жадные гаишники и вообще все не то чтобы плохо, но как-то не очень. На самом деле, в сентябре я должен быть в Узбекистане, кушать плов, дыни, созерцать процесс сбора хлопка и укреплять межнациональные буртасско-узбекские отношения.  Но Узбекистан отменился, а желание куда-нибудь съездить  - нет. И тут вдруг ко мне обращаются с вопросом – не мог бы я одолжить навигатор своим знакомым, они собрались в Абхазию, а дорогу не знают… В моем бродяжническом мозгу что-то щелкнуло и я предложил в качестве навигатора себя, естественно вместе с этим электронным прибором. Захотелось вот вдруг полетать над морем. Пара дней на сборы и мы рванули в путь.
Намотав за световой день на колеса своих автомобилей около тысячи километров, встали в конкретную пробку перед Ростовом.

          Простояли почти три часа, продвигаясь со скоростью улитки, ползущей по травинке навстречу солнцу. Но солнца не было, желания и дальше стоять тоже. Посмотрев не навигатор, а Яндекс-карты, увидел, что улитке ползти через Ростов до самого солнца, т.е. до утра, поскольку вся дорога в нашем направлении была пробочно-красная (кто пользуется Я-картами, тот поймет). Принимаем решение объехать все это безобразие через Новочеркасск, впотьмах разворачиваемся через не скажу какую линию и уходим на новый маршрут, а по нему, проехав по краю казачьей столицы Дона,  уже в Аксае снова возвращаемся на М4. Вскоре остановились на заправке для покушать и поспать.
       Утром, быстро проехав по полупустой трассе Ростовскую область, Краснодар с пригородами и Адыгеей, выехали на серпантин и увидели море. Давненько не видел я Черного моря, целых два года. Но, надо сказать, за это время оно нисколько не изменилось. Дорога шла через курортные города и поселки: Джубга, Ольгинка, Лермонтово и прочие. Несмотря на то, что уже сентябрь, отдыхающих было достаточно, и они осложняли нам продвижение к нашей цели, переходя дорогу на пути к морю, пляжу и здоровью, за которым они сюда и приехали. Вот так, глядя на переходящих отдыхающих, вкручиваясь в серпантин дороги и наслаждаясь видом появившихся вдоль дороги пальм, доехали до Сочи. В Сочи на машине был. Лет двадцать назад. Не понравилось. Мне вообще Сочи не очень, а на машине, так совсем… Но поскольку в навигаторе была забита Гагра, то он, повинуясь нашему желанию и своему внутреннему интеллекту, повел нас в объезд этого городка по выстроенной к Олимпиаде дороге. Это мне понравилось. Миновав то ли шесть, то ли семь тоннелей, пробитых в горах и оставив Сочи справа, наша маленькая колонна проехала Адлер и вышла на границу. Поскольку мы выбрали очень удачное время для поездки, в чем еще не один раз смогли убедиться – «не сезон», то очереди на границе практически не было, весь переход занял около сорока минут, и то лишь потому, что пилотам-водителям пришлось ждать пассажиров, которые пересекали границу отдельно от машин.


             Пограничник с российской стороны долго сличая мои изображения в паспорте и в жизни спросил:
- Раньше бывали в Абхазии?
- Нет, не был, - ответил я, – Разве что лет тридцать назад, когда она еще была советской.
- Там ничего не изменилось с тех пор. Одна сплошная разруха, - сказал пограничник и отдал мне мой паспорт.
            Сразу же за шлагбаумом уже в Абхазии произошло общение со здешними гаишниками. Поскольку, в силу своей гипертрофированной лености я не удосужился заранее поинтересоваться правилами дорожного движения в Абхазии, я остановился у обочины и пошел выяснять, нужна тут страховка или нет, чем очень обрадовал стайку гаишников в белых рубашках, поджидающих въезжавших на территорию республики автомобилистов. Оказалось, что я пересек островок безопасности, а должен был не пересекать, а на нем остановиться. Но увидев мой оптимистичный настрой и полное отсутствие даже намека на желание поделиться с ними честно заработанными, белорубашечный гаишник пожелал нам хорошего отдыха и потерял к нам всякий интерес. Через 20 минут мы были в Гагре и переносили багаж из машин в дом, в котором нам предстояло прожить десять дней.
             Кстати, вопросы по ПДД в Абхазии у меня остались, например: мы трижды проезжали участки с ремонтом дороги, на которых стояли знаки ограничения скорости 30 км/ч, но ни разу не был знака отмены ограничений. Местные водители, по-моему, вообще не обращают внимания на знаки  разметку, а мне, как гостю страны, было непонятно. Кстати, ни один из нескольких опрошенных местных водителей не смог дать вразумительного ответа по поводу скоростных ограничений в городе и на трассе и зоне действия запрещающих знаков. Говорили только, что здесь все как в России. В общем, по Абхазии надо ездить спокойно, соблюдая разметку, знаки и надеясь, что тебе повезет избежать общения с местными блюстителями дорожного движения. Мне повезло.
Поселились мы в Старой Гагре, на улице Русских добровольцев. Быстренько побросав сумки и переодевшись, пошли на море. Море очень теплое, очень спокойное, очень чистое и на пляже очень мало народа. Все это произвело на меня самые положительные впечатления. Но главной целью моего визита в Абхазию вообще и в Гагру в частности было желание полетать здесь на параплане. Почитать про полеты в Гагре мне было не лень, нашел контакты здешних пилотов, а крыло лежало в багажнике, ожидая своего часа поднять меня в небо Абхазии.

(Это, кстати, я лечу)

      Вдоль берега постоянно курсировали прогулочные катера с туристами и экскурсоводы довольно громко рассказывали катающимся про достопримечательности города, видимые с борта их судна. Мы многократно слышали про принца Ольденбургского, который прибыл сюда в концеXIXвека и по указу Императора НиколаяIIзаложил здесь город-курорт, про дворец принца, переживший Отечественную и Грузинско-Абхазскую войны, но не переживший банальное разгильдяйство, приведшее к пожару, про дворец жены и любовницы принца, про санаторий МВД и бывшую канатную дорогу и многое другое. Из этих рассказов, а также из бесед с местными жителями и впечатлений от прогулок по городу, у меня сложилось мнение, что Абхазия во многом живет прошлым. Во всех рассказах ключевым является слово «было». Город красивый, но есть ощущение отсутствия хозяина. Почему? Это хорошо видно на фото.


Дворец культуры. Снаружи


А это тот же "дворец" внутри


Бывший торговый центр в Старой Гагре

Станция бывшей канатной дороги


     


Здесь иногда ходят поезда до Сухума


Но очень хорошо сохранилась Колоннада

А это бывшая самшитовая роща. Бывшая потому, что к Олимпиаде в Сочи завезли самшит из Испании, свой не понравился. А вместе с испанским самшитом привезли и испанскую бабочку, котрая погубила все здешние растения. Был самшт -  и нету!


        Длинная и красивая когда-то набережная с ветхим парапетом, местами выщербленной плиткой, мусором на пляже. Причем, мусор не просто пакеты или пустые бутылки – этого как раз и нет, а бревна, металлическая арматура, трубы, листы ржавого металла, как будто здесь или не принимают чермет, или ленятся его сдавать. Большой курортный парк с плохо убранными газонами и запущенными прудами и фонтанами. Причем, фонтаны фонтанируют, а собственно водоем фонтана - или с обрушившимся, либо с отсутствующим оформлением в виде чаши или что там обычно делают. В общем, посреди круглого пруда бьет фонтан. На площади Гагарина – центре Старой Гагры тоже есть фонтан, соседствующий с заброшенным зданием бывшего торгового центра. По пути на пляж мы проходили через Комсомольский парк с заброшенными и неухоженными мозаичными фонтанчиками, фигурками и прочими когда-то декоративными элементами. В городе много заброшенных зданий бывших санаториев, железнодорожная станция и грустное зрелище бывшего дворца культуры в центре города. Но, в то же время, строятся новые дома, отели и мини-отели. В общем, такой контраст бывшего с возможным будущим. Красивая центральная улица - проспект Ардзинба – имени первого президента республики украшен вековыми эвкалиптами, наполняющим воздух прекрасным ароматом. В общем, Гагра – как принято говорить, город контрастов.
Зато мы наслаждались инжиром по 90 рублей за килограмм, а не за 50 рублей за один фрукт, как у нас, виноградом и персиками по таким же смешным ценам. В общем, нормальный курортный южный отдых.

А о полетах в следующий раз

Река Жоэквара


Recent Posts from This Journal